Біздің блогқа қош келдіңіздер! Приветствуем Вас на нашем блоге! Надеемся, что Вы найдете здесь много интересной информации! Просим Вас уважаемые читатели оставлять свои комментарии и пожелания о блоге.

вторник, 8 апреля 2014 г.

Добро пожаловать


Вас приветствует Централизованная библиотечная система г. Житикара Костанайской области и ведущая блога – Милянюк Светлана.
на наш блог, посвященный творчеству Беимбета Майлина, 120-летний юбилей которого мы отмечаем в этом году. Почему именно Беимбету Майлину спросите Вы? Потому что ему посвящен конкурс библиотечных блогов, объявленный областной универсальной библиотекой имени Л.Н.Толстого, в котором наша библиотека решила принять активное участие. http://beimbetmailinblog.blogspot.com/ Цели блога: популяризация творчества Беимбета Майлина среди читателей (пользователей), пробуждение их интереса к прозе, поэзии; сократить для читателя (пользователя) время поиска необходимой информации о Майлине.
Тобол течет сквозь лето,
И солнце обнимает Беимбета.
Носил он гордо жизненную ношу,
Достойную великого поэта,
Его припомнив, тополь серебристый
Дыханьем ветерка качает листья.

Как будто бы вчера, сам Би-ага
Здесь отдыхал под кроною тенистой.
Я тоже рос в груди степи широкой
И с детства познавал ее уроки.
Не знал бы я величия степи,
Когда твои бы не читал я строки.
С твоим, ага, героем Мыркымбаем
В одном строю уверенно шагаем.

Потомки Раушан, Шугы, Жалбыра,
О светлой жизни мы стихи слагаем.
Ты ввысь взлетел — рукою не достать,
Такой полет лишь соколу под стать,
И словно Сокол, ты в гнездо родное
К нам возвратился, Би-ага, опять!

Эти слова костанайского поэта Акылбека Шаяхмета посвящены известному казахскому писателю, нашему земляку Беимбету Майлину.

                    
Беимбет Майлин является одним из авторов сценария к фильму: Амангельды, вы можете просмотреть его на нашем блоге: 


Амангельды (1938)


Режиссер: Моисей Левин, сценаристы: Беимбет Майлин, Габит Мусрепов, Всеволод Иванов.


                  
Из его произведений можно особо выделить повесть «Шұғаның белгісі» («Памятник Шуге»). Это небольшая повесть о светлой настоящей любви. Сюжет произведения драматичен: красивая и умная девушка Шуга не переносит, что ее любимого Абдрахмана сажают в тюрьму, и, тяжело заболев, умирает. Действие повести развивается быстро, динамично и сразу же захватывает читателя. Образ Шуги раскрыт устами рассказчика, повествующего об истории Шуги и Абдрахмана: «Красавица! Светлоликая, нежная, стройная, черноглазая. Как говорится, такая, что и съел бы ее. Говорила сдержанно, с достоинством, походка плавная, как у павы, и в каждом жесте, движении – благородство. Нынче такой во всей степи не найдешь».
Повесть задевает глубокие душевные струны. Отмечу ее поэтичность, сердечность, искренность. Трагическая судьба Шуги не может оставить равнодушным читателя, вызывая искреннее сострадание и сочувствие. Эта повесть вне времени и вне моды. «Памятник Шуге» написан двадцатилетним Б. Майлиным в 1915 году, затем произведение было переработано и вышло в свет в 1922 году.

«Шұғаның белгісі» Бейімбет Майлин
                   
К сожалению, о жизни Беимбета Майлина, его семье написано немного. Вот одна из найденных в интернете статей о жене Беимбета Кульжамал и его детях.
Танго любви Беимбета Майлина 
В Долинском музее памяти жертв политических репрессий установлена фотогалерея выдающихся заключенных Карлага. На стенде можно увидеть и снимок жены казахстанского писателя Беимбета Майлина Кульжамал. Она была арестована в 1938 году сразу после расстрела мужа, приговорена к 8 годам содержания в ИТЛ.
Ее направили в Карлаг, она отбывала свой срок на лагерном отделении Батык, где работала чабаном. Ее дочь Разия в годы Великой Отечественной войны трудилась на Карагандинском мясокомбинате, к ней все относились с большим почтением. Когда она шла по территории предприятия, люди говорили друг другу: - Вон дочь писателя Майлина идет … Все казахстанцы в то время хорошо знали имя Майлина как автора сценария фильма «Амангельды». В годы войны в Караганде можно было увидеть афиши, извещавшие о показе этой картины – первого звукового игрового фильма казахского кино. Тогда еще никто не знал, что отец Разии Беимбет Майлин расстрелян, а мать брошена за колючую проволоку Карлага. Они встретились в степи, в местности Купко, недалеко от станции Жарык, – жена и дочь репрессированного писателя. У костра по вечерам вспоминали Беимбета, его большую любовь к людям, Казахстану. Как можно было сделать Майлина контрреволюционером-националистом, если в своем творчестве он придерживался принципов интернационализма, а его герои всегда исповедовали идеи дружбы народов, взаимопомощи и взаимопонимания? Сам Майлин был воплощением братского интернационализма, не раз говорил родным, что «с русскими ребятами дружить надо, быстрей на ноги республику поставим…». Почти месяц Разия жила вместе с осужденными женщинами, помогала им пасти овец. Мать рассказала ей о таком случае. Однажды, испугавшись волков, ее отара затерялась где-то в степи. Сколько ни искала овец Кульжамал, не смогла найти. А тут, как назло, разыгралась метель… В поисках овец Кульжамал забрела в контору совхоза имени Кирова. Директор хозяйства, узнав, что Кульжамал – жена писателя Беимбета Майлина, сразу организовал бригаду поисковиков, чтобы разыскать пропавших овец. А Кульжамал он сказал: - Нечего тебе киснуть! Если не найдем отару, тебя в обиду не дадим. Соберем с каждого дома по барану, восстановим твое стадо... Тогда энкавэдэшники зверски расправлялись с заключенными за каждую пропавшую овцу. Был даже случай, когда на откормочной площадке, не досчитавшись необходимых баранов, лейтенант НКВД застрелил на месте двух заключенных-скотоводов, ухаживавших за животными. И ему начальство объявило благодарность! К счастью, джигиты аула, оседлав лошадей, вскоре нашли в заснеженной степи жмущихся друг к другу овец, вернули их Майлиной. Из лагеря Кульжамал освободили в 1945 году. Она долгое время жила в Караганде в глинобитной хибарке с одним окном. С ней находились сыновья Мереке, Едил, дочь Гульсим – сестра Разии … Чтобы заработать на жизнь, Кульжамал стирала одежду шахтерам, мыла полы в административных зданиях угольных предприятий. Вскоре ее реабилитировали, вернули квартиру в Алма-Ате. Ее пригласил в гости Мухтар Ауэзов, угощал чаем, расспрашивал о жизни в Карлаге. Кульжамал пожаловалась, что ее дочь Гульсим, имея золотую медаль, никак не может поступить в институт. Ее всюду продолжают считать дочерью «врага народа» и не принимают. Мухтар Ауэзов заступился за девушку, имя которой дал в свое время на большом тое Сакен Сейфуллин. И вскоре ее зачислили в мединститут. Училась она только на «отлично», получила красный диплом. После окончания вуза Гульсим, или, как ее еще называли, Галя работала в первой горбольнице в Алма-Ате. У нее была хорошая семья, двое детей – дочь Шуга и сын Арман. Своего внука она назвала Беимбетом, в честь отца. К сожалению, о самом Майлине написано очень мало. Между тем, это был очень интересный человек, немного мечтательный и романтичный, но требовательный к себе, к своему творчеству. В 1985 году главный редактор республиканской газеты «Казахстанская правда» Альберт Александрович Устинов подарил мне свою книгу «Точка опоры». В ней я нашел несколько эпизодов о дружбе Б. Майлина с М. Каратаевым и С. Сейфуллиным. Встретившись в Ленинграде после первого съезда советских писателей, трое друзей разговорились о судьбе казахской литературы. Майлин под впечатлением от доклада Максима Горького с восторгом говорил о будущем литературы Казахстана как о продвижении вперед великого кочевья, у которого не будет жатаков (бедняков). - Хочешь сказать, что малых литератур не будет? – спросил полушутя Сакен. Майлин уверенно ответил: - Малые литературы по количеству писателей и произведений, конечно, будут, но отсталых не должно быть. Ну как же не назвать Майлина после этого его высказывания романтиком? К счастью, он сам никогда не ходил в отстающих. И, кроме сценария кинокартины «Амангельды», написал пьесы «Фронт», «Наши джигиты», повести «Памятник Шуге», «Коммунистка Раушан», роман «Азамат Азаматович», цикл стихов «Мыркымбай» и другие. Он живо откликался на злобу дня и, будучи заведующим отделом редакции республиканской газеты «Социалистик Казахстан», постоянно посещал шахты Карагандинского угольного бассейна. Его очерк «Караганда» о новом социалистическом городе, его людях был издан в сборнике «Шаги великана» (1934 год). Майлин первым среди казахских прозаиков написал в 1929 году повесть о росте самосознания женщин-казашек после установления Советской власти в Казахстане, их раскрепощении и утверждении равноправия, равенства с мужчинами. В те годы большая часть женщин-казашек все еще была привязана к казану, никогда не переступала порога своей юрты, не участвовала в общественной жизни. Героиня повести Майлина Раушан тянется к знаниям, новому образу жизни, она решила доказать, что женщины-казашки умеют работать и думать не хуже мужчин. В повести «Коммунистка Раушан» Беимбет Майлин показал себя не только мастером слова, но и отличным психологом. Беречь бы и беречь такого талантливого литератора и редактора. Однако его в 1937 году арестовывают вместе с поэтом Ильясом Джансугуровым как пособника и ближайшего соратника «националиста-контрреволюционера» Сакена Сейфуллина, долго держат в алма-атинской тюрьме, добиваясь зверскими пытками признаний в заговоре против Советской власти, против Сталина, в антисоветской пропаганде и агитации. Тюремный врач Русина, обслуживавшая узников НКВД С. Сейфуллина, Б. Майлина, И. Джансугурова, писала в июне 1955 года в комиссию КГБ Казахской ССР по вопросам реабилитации: «Я неоднократно оказывала медицинскую помощь арестованным, возвращавшимся с допроса следователей. У некоторых подследственных обнаруживались явные следы побоев – синяки, ссадины, а некоторые получали медицинскую помощь в связи с резким нервным расстройством». Майлина, как и его друзей, довольно часто избивал помощник оперуполномоченного Александр Зернов, по кличке Сашка-Колун. Был он крепкого телосложения, хорошо владел приемами профессионального бокса. Одним ударом он сбивал с ног заключенного, затем поднимал его и лупил по лицу, как по боксерской груше, до тех пор, пока тот не «расколется», то есть пока не даст согласия подписать надуманные чекистами показания. Так возникло и дело Майлина о том, что он является членом так называемой «сейфуллинской» националистической группировки, ее идеологом и пропагандистом. «Контра, враг, антисоветчик» - к этим словам Майлин привык и уже не опровергал их, как в первые дни ареста. Когда Кульжамал увидела его на свидании в тюрьме, то не смогла сдержать слез. Его бровь была рассечена, нос опух и посинел от ударов, на костюме были видны следы запекшейся крови. Его глаза были полны печали и страха, пальцы рук дрожали. Она перестала плакать, ей захотелось крикнуть: «Будьте вы прокляты, сталинские палачи!» Но тут вошел тюремщик и сказал: - Свидание окончено. И включил радиоприемник, стоящий на подоконнике. В темную комнату свиданий ворвалось танго… «Танго смерти!» - почему-то подумалось Кульжамал, и она опять зарыдала. И тут Беимбет заговорил: - Не плачь! Писатели никогда не умирают, слушай, это звучит танго жизни. «Танго… Танцуем танго…». Как это было давно, как это было недавно - признание в любви Беимбета, танцплощадка в парке, слабые желтые огни вдоль деревьев. Они танцуют танго, нежно касаясь друг друга щеками. Так бы всю жизнь! Но танго любви Беимбета неожиданно и навсегда умолкло в 1938 году. Первое после его ареста свидание с Кульжамал в алма-атинской тюрьме оказалось последним. Больше они никогда не встретятся, не увидятся, не обнимут друг друга. Только в глазах своих дочерей Кульжамал будет находить искры любви Беимбета Майлина. Искры его жизни - они не погасли и не погаснут. Пока жив род Майлиных, пока люди читают его книги… 

http://catalog.karlib.kz/irbis64r_01/Kraeved//Polit_repressii//Tango_zhizni_Beimbeta_Mailina.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий