Біздің блогқа қош келдіңіздер! Приветствуем Вас на нашем блоге! Надеемся, что Вы найдете здесь много интересной информации! Просим Вас уважаемые читатели оставлять свои комментарии и пожелания о блоге.

Жазушының шығармашылығы. Творчество писателя

Творчество писателя
«Битва займется — меня там ищите!» — так определил цель своей жизни Беимбет Майлин в одном из стихотворений.
Классик национальной литературы, Майлин внес заметный вклад в становление почти всех ее жанров. Его перу принадлежит около двухсот пятидесяти поэтических, более ста прозаических и драматических произведений и оперных либретто.
Творческий путь Беимбета Майлина начинался с создания поэтических произведений — первым стихотворением, опубликованным в периодической печати были «Думы» (журнал «Айқап», 1914, № 12). В стихотворениях «Черты мусульманина» (1912), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «Богатство» (1915), «Летний вечер» (1915) Майлин описывал свои раздумья о жизни, несправедливости, тяжёлой доле трудящегося народа.
Событиям национально-освободительного восстания 1916 года посвящено стихотворение «Кровавый туман» (1916). Возлагая надежды на Февральскую революцию, написал стихотворения «В степи» (1917), «Казаху» (1917). Одним из первых казахских писателей отозвался на смерть В. И. Ленина стихотворением «Не рыдай, не плачь» (1924), ему также посвящено стихотворение «Ленин» (1925).
Героем многих стихов, поэм, рассказов Майлина является в прошлом забитый бедняк, ставший строителем новой жизни, например, герой его лирики Мыркымбай в стихотворениях «Мыркымбай» (1922), «Досада бедняка» (1923), «Дай руку, Мыркымбай» (1926), «Эй, Мыркымбай» (1928) и других. Коренные перемены в жизни степи, колхозный аул, коллективизация отражены в стихотворениях «Новая песня аула» (1929), «Песня коллектива» (1930), «День настал» (1930), «Пробуждённая степь» (1930).
Беимбет Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник поэм Майлина был издан в 1936 году под названием «Маржан». Среди написанных поэм: «Байская дочка» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Маржан» (1923), посвящённые трагической судьбе девушки-казашки в дореволюционном ауле, «Канай» (1928), «Сагындык» (1927), «Сказка старухи» (1927), описывающие Гражданскую войну и установление Советской власти в Казахстане.
Майлин внёс большой вклад и в развитие в Казахстане жанра прозы, особенно рассказа. Первый его рассказ «Быль» был опубликован в журнале «Айқап» (1915, № 10). Среди написанных рассказов: «Восемьдесят рублей» (1918), «Равноправие бедняка» (1923), «Айранбай» (1924), «Буланый иноходец» (1924), «Оправданный труд» (1928), «Рыжая полосатая шуба» (1928), «Письмо Шапая» (1928), «Председатель колхоза Камиля» (1930), «Чёрное ведро» (1930), «Улбосын» (1930), «Мукыш, сын Арыстанбая» (1930) и другие.
Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации, в сборнике фельетонова«lolВырезки» (1924) он боролся с пережитками прошлого в сознании людей.
Наиболее известной из всех его произведений является его первая повесть «Памятник Шуги», написанная в 1915 году, переработанная и вышедшая в 1922 году. В ней Майлин реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям. В дальнейшем в своих повестях Майлин неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины (повести «Коммунистка Раушан» 1923 года, «Берен» 1935 года). В повестях «Рассказ Амиржана» (1932), «Пятнадцать дворов» (1933), «На току» (1933) описана борьба за установление Советской власти в Казахстане, колхозное строительство.
Социалистические изменения показаны также в романе «Азамат Азаматович» (1935), который являлся первой частью задуманной трилогии, в 1935 году роман был переведён на русский язык под названием «Дочь казаха». Другие романы Майлина («Красный флаг», «Соседи», «Схватка») не сохранились, отрывки из них печатались в журнале «Әдебиет майданы» в 1932-1936 годах.
Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» (1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), Амангельды (1930, совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.


                   Произведения Б. Майлина для детей:

Майлин Б.Түйбай.- Алматы:Жалын, 1985
Майлин Б. Тәй, Тәй!.. Қаз! Қаз! : өлеңдер мен ертегілер.- Алматы:Жалын, 1986
Майлин Б. Әйт шүу ала атым: өлеңдер.- Алматы:Жалын, 1990
Майлин Б. Кемпірдің ертегісі.- Алматы:Жазушы, 1971
Майлин Б. Дай руку, Мыркымбай! -.- Алматы:Жалын, 1985
Майлин Б. Премия за вранье /Пер. И.Баукова // Антология казахской детской поэзии.- Алма-Ата: Жалын. 1983.-С.173-174.


Тахан С.Ш.
Карагандинский государственный университет, Казахстан
Оппозиция «романтизм-реализм» в повествовательной структуре рассказов Б.Майлина 20–30–х годов
Значительный  период духовной жизни народов евразийского пространства после событий 1917 года характеризуется особым романтическим мироощущением, обусловленным ожиданием кардинальных общественных перемен. Этот революционный романтизм объективно был оборотной стороной несостоятельной теории радикального социально-экономического переустройства цивилизации, которой недоставало логического обоснования целесообразности. Но она была преисполнена веры, поддерживаемой результатами кризиса старых общественных систем. Веры в то, что отрицание предыдущего есть непременно начало создания гармонии общественных отношений. Не вера подпиралась результатами опыта, а опыт оправдывался верой. В мифический скачок из царства необходимости в царство свободы поверили многие сильные умы человечества.
     В литературе революционный романтизм означал разрыв в традициях и снижение ее познавательных возможностей в угоду доказательства жизненности умозрительных догм. Для молодой письменной литературы, какой была казахская в то время, вовлечение творческих сил в набирающий темпы процесс политизации было равносильно полному искажению перспективы. Псевдоромантические настроения, овладевшие многими казахскими поэтами и прозаиками в 20-30-е годы, задержали развитие национальной литературы.
Особенно драматично складывался процесс преодоления ложной идеи несомненной плодотворности революционного разрушения прежних основ народной жизни в творческой практике Майлина – рассказчика. Темы рассказов Майлина взяты из жизни казахского аула послереволюционной эпохи, полной социальных конфликтов, в них предстает реалистическая картина  коренного обновления быта и психологии народа.
Характеры героев рассказов Майлина раскрываются в столкновениях, причины которых не надуманы, а действительно приводили в движение разные слои казахского общества, каждый участник которого по всем историческим законам не мог остаться прежним, то есть была выбрана плодотворная для художественной литературы линия познания человека в обстоятельствах социальных. Вместе с тем в социальных конфликтах скупыми приемами образного воплощения сложной диалектики индивидуального сознания довольно внятно акцентировалось на самодостаточность персонажей в сохранении и развитии общенациональных духовно-нравственных ценностей.     Немало усилий Майлин прилагает к тому, чтобы убедить читателя в предопределенности разрешаемых в рассказах  художественных конфликтов духовным складом вовлеченных в них личностей.
Психология героев рассказов обусловливает напряжение и исход конфликтов, складывается же она из общего чувства этнической принадлежности, сформированного многовековым опытом материального существования и трудовой деятельности, социального статуса, индивидуально-неповторимого пути становления личности в бесконечной вариативности обстоятельств взаимоотношений с окружающим миром.
Традиции типизации в новеллистике Б.Майлина восходят к художественному наследию А.П.Чехова, что давно замечено казахским литературоведением1. Учеба у Чехова проявляется в многомерности художественных критериев видения жизни, речевом полифонизме, обеспечивающем широкий социальный фон, острых диалогах, проясняющих суть побуждений к деятельному проявлению или изменению характеров, раскрывающих истинные причины столкновений героев. Вместе с тем именно соотнесение пафоса рассказов Майлина с гуманистическими традициями русской литературы, полнокровно воплощенной в творчестве Чехова, позволяет  поставить вопрос об ущербности авторской коммунистической апологетики в реалистической мотивации художественных конфликтов.
Особенно субъективное очарование идеей светлого будущего проявляется в концовках рассказов, когда Майлин старается акцентировать на некоей закономерности – разительном изменении общественных форм жизни, психологии народа под влиянием идей социального преобразования. Наблюдается резкий скачок в сюжетно-повествовательной динамике, которая вредит органичности читательского восприятия, снижает художественный эффект от в целом мастерски составленной композиции текста. 
Примечателен в аспекте конфронтации авторского замысла и реального художественного результата рассказ «Айранбай. Этюд представляет собой лаконичное описание условий жизни семьи  нищего и бесправного сапожника Айранбая, передачи содержания мыслей персонажа, кратких диалогов его с братом и женой. Беспросветная нужда довела Айранбая до такого состояния, что он звереет при виде голодной дочери. «Родная» советская власть по наущению брата обложила непомерным налогом. В отчаянии и злобе мечется по дому жена Айранбая, которой родной брат мужа отказал в куске кожи, необходимой для работы супруга – сапожника. Конфликт определенно социально – бытовой, однако автор поднимает такой пласт проблем нравственно-этического порядка, которые расширяются до философского масштаба.
Безнравственность ситуации невыносима, социальное решение проблемы просто необходимо. Но автор преимущественно внимателен к таким нюансам положения, как равнодушие родного человека, который остается единственной надеждой в борьбе за выживание. Классическая русская литература всегда предупреждала богатых об опасности соседства крайней нищеты прежде всего для их нравственного здоровья. Фон морального осуждения социального неравенства всегда был силен в ней. С похожих позиций подходит и Майлин к изображаемой им коллизии. Кемельбаи всегда будут на высоте, не случайно он и сейчас в комиссии от советской власти, будучи баем, но если он забудет о нравственном долге помогать ближнему, то сама жизнь отомстит ему. Рассказ заканчивается неожиданным решением Айранбая больше не знаться с братом, чему трудно поверить, хотя есть шаткая мотивировка, связанная с приездом некоего инструктора от новой власти. Но совершенно реально здесь то, что распадение патриархальных устоев, скреплявших народную мораль под ударами советской власти, при невозможности перехода к новой ментальности, привела к полному упадку нравственности зажиточных и вызвала бессмысленный и разрушительный бунт бедноты.
Можно  также проследить процесс редукции сложного авторского замысла к упрощенному сюжетному завершению под влиянием навязанной идеологической парадигмы в  другом рассказе Майлина - «Охрана». Бедняк Курганбек, главный герой, убивает бывшего хозяина, бая Омара, который еще и приходится ему родственником, за то, что тот когда-то сопротивлялся установлению советской власти, а теперь пытается избежать ее возмездия.
Сюжетно-композиционное решение темы, экономность и точность художественно изобразительных средств свидетельствуют о высоком мастерствеМайлина в овладении тайнами жанра. Художественная деталь – сломанное ружье охранника Курганбека, угрожая которым он удовлетворил свое требование к Омару следовать за ним, вырастает до символа социальной и нравственной несостоятельности практики революционного переустройства в казахском ауле
.Бахвальство Курганбека о геройских подвигах в гражданскую войну в контрасте с его переживаниями хозяйского разора в артели, когда он вынужден выезжать на охрану посевов  на быке, как нельзя лаконично подводит итоги претензий бедняков без участия интеллектуальной элиты преобразовывать жизнь на новый лад.
Глубокий подтекст лежит в биографии Омара, который не является кровным врагом Курганбека, как это кажется последнему. Страх потерять человеческое достоинство, которое для него немыслимо без положения распоряжающегося и дарующего, толкнул его к участию в белом движении. Недоверие и ненавистькурганбеков погасили его желание найти должное применение своему уму и опыту в новых условиях социально-политического развития, конфискация 1929 года вообще лишила его какой-либо перспективы, кроме бегства и разбоя.
Но даже в таких роковых обстоятельствах он не теряет человеческого лица. Отлично вооруженный, он не допускает даже мысли о кровопролитии между родственниками, надеясь на милость Курганбека, хотя он способен на самые решительные действия. Убил  же он Ережепа, постоянное принуждение которого его к бандитизму оказалось выше его сил.
Тоска по родным местам, непреодолимая тяга к аульчанам привела его к последней черте жизни у своей старой зимовки. Гибель Омара от пули, выпущенной из его ружья, конечно, сюжетно не случайна. Автор ведом идеей неотвратимости наказания за саму принадлежность к экплуататорскому классу, тем более что бай Омар посмел с оружием в руках сопротивляться установлению советской власти. Но Майлин как прекрасный знаток национальной психологии прекрасно отдавал себе отчет в том, что в реальной жизненной ситуации подобного рода кровавый исход совершенно маловероятен.
В современном контексте критического отношения к идеологическим наслоениям в художественных произведениях, созданных в период торжества пресловутого социалистического реализма, однозначен вывод, который единственно может вытечь  из развязки не только этого рассказа, но  из анализа всего корпуса произведений Майлина малого жанра на тему классовой борьбы в казахском обществе после октябрьского переворота. Вопреки «социальному заказу», обязывающему романтизировать враждебные человеческой сущности обстоятельства, если они возникли в процессе утверждения социальной справедливости,Майлин объективно показывает, что доставшиеся беднякам от баев скот и добро только разнуздали их неутоленные потребительские инстинкты и породили иллюзию всесилия и вседозволенности. Единственно плодотворная для естественного развития человечества идея воспроизводства материальных и духовно-нравственных ценностей была подменена верой в достаточность насильственного порядка, чтобы исчезли все противоречия в жизни и утвердилось новое счастье.
Литература:
1.См.: Наурызбаев Б. Қазақ прозасындағы Б.Майлин дәстүрі – Алматы:Ғылым,1979;Ергөбеков Қ. 20 – 30 жылдардағы қазақ әдебиеті.-Алматы,1997
2 Майлин Б. Бес томдық шығармалар жинағы – Алматы:Жазушы,1997 – 1998. –Т.
3. Елеукенов Ш. Казахская проза: Традиции и современность//Единство. – М.: Художественная литература, 1972
4.Тахан С. Принципы раскрытия художественного характера в современной казахской прозе. Монография. – Алматы: Гылым, 1998.

http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Philologia/8_tahan.doc.htm
Уже в ранних стихах проявляется сатирическое и юмористическое дарование Б. Майлина. Поэт высмеивает показное благочестие знати, сочувствует бедноте («Приметы правоверных», «Нужда», «Богатству», «Летний вид» и др.).
Но наиболее ярко демократические воззрения Майлина выразились в повести «Памятник Шуги» (1915). Здесь молодой писатель обратился к классической теме родной литературы — судьбе обездоленной женщины. Решение этой темы перекликается с романом С. Торайгырова «Камар-Сулу» и с ранними стихами самого Майлина («В ауле», «Нужда», «Богатству»). Острие своей сатиры молодой поэт направляет против служителей религиозного культа и столпов патриархальщины, против власть имущих. Б. Майлин с болью в сердце говорит о беспросветной нужде, тяжелой доле бедняков, гневно осуждает родовые распри и предрассудки, религиозный фанатизм, усугубляющие и без того трудную жизнь простых людей. Причину трагической гибели юной и прекрасной Шуги Майлин, как и Торайгыров, видит в окружающей среде. Жестокие обычаи феодальной старины губят героев.
Конечно же, с позиции сегодняшнего дня явное классовое разграничение героев несколько снижает ценность романа, но, согласно общей атмосфере в обществе и искусстве, это был естественный этап в развитии национальной литературы. Ярко выраженные социальные, психологические характеристики, демократизм языка, умение показать внешне простоватых, но «себе на уме» людей из гущи народной, мастерство живописать бытовые детали — своеобразие таланта Майлина-прозаика. И он получает широкое признание.
Б. Майлин, как и большинство его современников, жил интересами времени. Понимание литературы как голоса народа, как его заступника было для писателя неоспоримо.
В тучах бед и в сиянье побед,
Я судьбой своей связан с тобой.
Если плачешь ты — плачу и я,
Твоя радость — радость моя. («Бедняк»).
Еще на заре своей поэтической юности поэт написал целый цикл стихов («Съезд», «Выборы», «Письмо отца», «Садыкбай»), где сатирически, остроумно высмеял псевдопатриотизм «политических деятелей», восхваляющих свои примитивные программы, не имеющие ничего общего с законами и потребностями общественного развития и нуждами народа.
Самые «болевые» вопросы 20—30-х гг. получили свое художественное воплощение в творчестве писателя. Появление первых тракторов, машин, поездов, организация колхозов, строительство заводов и фабрик, равноправные взаимоотношения между людьми запечатлены автором как доселе невиданное чудо, потрясшее воображение.
В стихотворениях «Аул цветет — мы цветем», «С праздником» поэт славит труд, обновление и, что особенно важно, утверждает единство всех людей республики, первооснову аула, земли — колыбели и кормилицы. Новые веяния в ауле им воспринимаются как предвестники всеобщего счастья и изобилия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий