Біздің блогқа қош келдіңіздер! Приветствуем Вас на нашем блоге! Надеемся, что Вы найдете здесь много интересной информации! Просим Вас уважаемые читатели оставлять свои комментарии и пожелания о блоге.

Воспоминания о писателе

09.12.2013 Г.
"Ленинский путь". 1984 год
Встречи с Би-ага
            Беимбет Майлин не только пользовался широкой известностью у читателей, он был и всеобщим любимцем. В народе его ласково и уважительно называли Би-ага.
            С произведениями Майлина я познакомился еще в школьные годы. В 1928 году мне попалась его повесть «Памятник Шуги». Прочитал ее залпом. И с тех пор стал пристально следить за творчеством этого писателя.
            Очень популярны у нас, школьников, были и стихи Майлина, особенно его цикл стихов о Мыркымбае.
            В середине тридцатых годов я учился в Омском рабфаке. В нашей среде была очень популярна поэзия Майлина. Его стихи мы заучивали наизусть, читали на студенческих вечерах.
            В 1935 году мы с моим товарищем Акбаром Тарабаевым приехали в Караганду, где тогда по решению партии развернулась Всесоюзная ударная стройка третьей угольной страны. Со всех концов Советского Союза ехали сюда строители и горняки. Часто приезжали в Караганду и деятели культуры, писатели.
            Вот здесь-то и произошла моя встреча с Би-ага.
            Как-то мы с Акбаром пришли к его сестре Гульбарам, муж которой Жаспар Султанбеков был управляющим трестом «Казахстройуголь».
            - Вот хорошо, что вы пришли, - сказала Гульбарам. – У нас в доме большой гость, приехал писатель Майлин. Вы поможете мне. Наколите дров, натаскайте воды, самовар вскипятите.
            Нам очень хотелось увидеть известного писателя, но мы не решились войти в комнату, откуда доносились звуки домбры. Сделав все, о чем нас просила апай, мы ушли.
            На следующий день мы опять были в этом доме. Гульбарам встретила нас приветливо.
            - Беимбет, - сказала она, - очень жалел, что вчера не познакомился с вами. Обиделся на меня, что я вас не пустила. Так что заходите.
            В комнате, куда мы робко вошли, на коврах за низким круглым столом сидело пять-шесть человек. Я сразу узнал Беимбета. Мне показалось, что он очень похож на Маяковского. Вместе с ним сидели акыны и тогдашний редактор карагандинской городской газеты Габиден Мустафин, который впоследствии стал известным писателем.
            Майлин живо интересовался нашей жизнью, расспрашивал, что мы читаем, много ли студентов-казахов учится в Омске. Он был очень рад, когда узнал какой популярностью пользуются среди студентов его произведения, а также стихи и проза других казахских писателей.
            -Да, - сказал он, - у казахов пока мало писателей, но чтобы их было больше, вам нужно хорошо учиться, чтобы стать высокообразованными культурными людьми.
            Потом Би-ага пригласил нас в театр рабочей молодежи, где он должен был выступать.
            Через два дня мы с Акбаром пришли в ТРАМ. В президиуме сразу увидели Беимбета Майлина. Он и другие казахские поэты читали свои стихи, акыны организовали айтыс. А потом попросили нас, молодых, тоже выступить и прочесть что-нибудь из казахской поэзии. Акбар прочитал стихи Майлина «Мыркымбай», а я – его же стих «Талан». Когда мы кончили, Би-ага подошел к нам, крепко обнял и пожелал нам успехов в учебе и в жизни.
            …С тех пор прошло много лет. На моей книжной полке почетное место отведено произведениям Беимбета Майлина. Недавно вновь перечитал его роман «Азамат Азаматович». Перечитал и подумал: а, пожалуй, это первое и пока, насколько мне известно, единственное крупное художественное произведение о Кустанае. А краю нашему так необходим его певец!

                                                                                                      Махат Рахманов
Галия ШИМЫРБАЕВА
Он не изменил дружбе даже под страхом смерти

22 марта в «Казахстанской правде» была опубликована статья «Мусрепов и кино». Там, в частности, было упомянуто, что авторами сценария первого казахского художественного фильма «Амангельды», кроме Габита Мусрепова и Всеволода Иванова, был и Беимбет Майлин, чье имя в титрах по причине того, что он был в 1937 году объявлен «врагом народа», не было упомянуто. Литературовед Токтар БЕЙСКУЛОВ после выхода материала решил дать некоторые разъяснения по поводу ареста Б. Майлина, а также кратко рассказать о крепких дружественных отношениях двух классиков казахской литературы — Беимбета Майлина и Габита Мусрепова.
— То, что «Беимбет Майлин был репрессирован в период съемок» художественного фильма «Амангельды», не совсем соответствует действительности, — сказал он. — Я это утверждаю как человек, который более тридцати лет занимается исследованием жизни и творческой деятельности Б. Майлина (я автор книги, где описаны подробности, связанные с его арестом и расстрелом).
После долгой и настойчивой просьбы в 80-е годы я был ознакомлен с его делом, хранившимся в архиве КГБ. По проверенным данным было установлено, что И. Жансугуров был арестован 13 августа 1937 года, а С. Сейфуллин — 24 сентября. А Б. Майлин, хотя и попал первым из писателей под острую критику, в это время еще был на свободе. Тому были две основные причины. Первая — он всю весну, лето и начало осени находился на съемках фильма «Амангельды», всячески помогая режиссеру и оператору своими советами. НКВД пока его не трогал. В какой-то мере это являлось результатом влияния Л. Мирзояна, первого секретаря ЦК краевого комитета. Об этом свидетельствует разговор между ним и Г. Мусреповым, работавшим в ту пору заведующим культпросветотделом крайкома. По этому поводу Г. Мусрепов вспоминал позже, что однажды Л. Мирзоян с горечью сказал ему: «Сакен и Ильяс посажены. Вот теперь и Беимбета должны посадить. Очень много на него материалов». Когда Г. Мусрепов спросил его: «Что будем делать с фильмом?», — то получил ответ: «Пусть снимает. Что-нибудь придумаем. Этот фильм нужен». Таким образом, Б. Майлин возвратился домой только после окончания съемки фильма «Амангельды». Этим днем является 6 октября 1937 года. В этот же день его арестовали и составили «Справку об аресте Майлина Б.». Данный документ был подшит в деле за номером 11020. На другой же день, 7 октября, принимается решение об избрании меры пресечения и предъявления обвинения.
В 1937 году создавалась неимоверная шумиха по развитию критики в целях разоблачения контрреволюционеров и буржуазных националистов. Это привело к тому, что были репрессированы лучшие представители республики. По ложным обвинениям они были объявлены «врагами народа». Б. Майлин не избежал этой участи.
Вторая причина того, почему Б. Майлина долго не арестовывали, была настойчивая поддержка Г. Мусрепова. Везде — в краевом комитете, на партийных собраниях в Союзе писателей — он заявлял, что Б. Майлин не враг народа. За это сам попал под огонь жестокой критики. Вот один из примеров. В газете «Казахстанская правда» от 11 октября 1937 года было написано: «Писатель, коммунист Габит Мусрепов бил себя в грудь, заверяя партийную группу правления Союза советских писателей Казахстана в том, что он несет полную ответственность и поручается за политическую благонадежность своего соавтора по киносценарию «Амангельды» Беимбета Майлина. Б. Майлин разоблачен как предатель Родины, как один из участников национал-фашистской банды». Таких выражений на страницах газет того времени было немало. Как бы ни защищал друга Г. Мусрепов, уберечь его от произвола он не смог.
Вскоре Б. Майлин был исключен из партии. Следствие продлилось 53 дня. Еще три месяца после этого он находился в тюремном заключении, ожидая расстрела. Он надеялся, что будет какое-нибудь снисхождение. Беимбет был человеком от природы скромным, добрым, незлобивым, пользовавшимся огромной любовью и авторитетом в республике. Ему и присниться не могло, что его могут объявить «врагом народа». Беимбет, как потом писал Г. Мусрепов, сторонился всяких дрязг и группировщины в литературной среде и внутри партии, а также всяческих буржуазно-националистических тенденций.
Тем не менее ему было предъявлено обвинение, что он являлся «участником контрреволюционной буржуазно-националистической повстанческо-террористической и диверсионно-предательской организации, ставившей целью вооруженное свержение советской власти». На основании всего этого выездная сессия военной коллегии Верховного суда Союза ССР 26 февраля 1938 года приговорила его к расстрелу. На вынесение приговора потрачено было всего 15 минут. Приговор был исполнен в тот же день. Только спустя двадцать лет Беимбет Майлин был реабилитирован как необоснованно осужденный.
После его ареста критиканы обрушились на Габита Мусрепова. Но он выстоял и не отказался от своей принципиальной позиции в отношении Б. Майлина. «Если Майлин враг народа, то я тоже враг народа», — заявлял он в те дни. Защита друга обошлась ему дорого, он едва не лишился свободы, а может быть, и жизни. Однако утверждение газеты «Правда» о том, что Габита уберегло только появление сценария фильма «Амангельды», это одна сторона правды. После ареста алашордынцев, а вслед за ними писателей С. Сейфуллина, И. Жансугурова и Б. Майлина подходила «очередь» следующего поколения. Аресты уже шли. И здесь не могли помочь никакие заслуги. Габит понял, что его тоже не оставят в покое. Хотя фильм «Амангельды» шел с большим успехом, его одолевало беспокойство. Надо было что-то предпринимать.
Что делать? Через месяц Габит позвонил Александру Фадееву, который в то время являлся первым секретарем Союза писателей СССР. Договорившись с ним о переезде в Москву, Г. Мусрепов конспиративным путем уезжает туда. Там он находился около года. Этим Габит спасся от репрессий. По возвращении узнал, что его исключили из партии. Партбилет ему вернули только после реабилитации Б. Майлина.
Вот так из-за своего друга Мусрепов едва не попал в тюрьму. Мужество, с которым он выдержал испытания, является достойным примером для многих. 
 http://kp.kazpravda.kz/k/1152073573/2002-06-14


Проводник Беимбета Майлина 

(воспоминания Жекена Жумаканова о встрече с Беимбетом Майлиным)

Однажды, будучи подростком, ему довелось сопровождать знаменитого писателя до Иртыша. Началось все с того, что Жекен приехал в Алма-Ату учиться на курсы (к сожалению, я забыл, как они назывались). Жил в общежитии, и вот как-то вызывает его к себе директор этих курсов Сакен Сейфуллин: «В кабинете, помимо него, были Ильяс Джансугуров и еще невысокого роста незнакомый мне казах, — рассказывал Жекен-ага. — Я поздоровался со старшими, затем Сейфуллин говорит: «Жекен, это известный казахский писатель Беимбет Майлин. Знаешь, почему мы тебя вызвали? Ты нам нравишься своей жизнерадостностью, оптимизмом. К тому же ты отлично знаешь дорогу к Иртышу, ведь ты водил торговые караваны по этому пути. Мы хотим попросить тебя сопровождать Беимбета Майлина в этой дороге». Не помня себя от радости, я собрался в считанные минуты и был готов к путешествию».
Жекен-ага вспоминал, что знаменитый писатель был одет совершенно не по-дорожному — на нем был красивый белоснежный костюм, в руках у него был тяжеленный чемодан, сколоченный из черной фанеры. Всю дорогу он почему-то молчал. Только расспросил мальчика, откуда он родом, кто его родители.
«На железнодорожной станции всех приезжающих встречали извозчики на бричках, — рассказывал дальше Жекен-ага. — Не успели мы выйти из вагона, как один из них, усатый и мрачный, подошел к нам и властно приказал: «Садитесь! Я вас повезу!». Беимбет засмеялся: «Жекен, нам ничего не остается, как сесть в его бричку». До пристани ехали долго, в дороге только один раз сделали остановку. Беимбет Майлин вышел размять ноги, в это время извозчик спрашивает у меня: «Эй, бала (мальчик), что за чиновника ты сопровождаешь?». — «Вы что, не знаете?! Это же сам Беимбет Майлин!». Тут извозчик чуть ли не за грудки меня схватил: «Почему ты мне раньше этого не сказал?! Как мне теперь ему в глаза смотреть?! Я-то принял его за какого-то продажного чиновника». Когда Беимбет вернулся, извозчик по казахскому обычаю бросил свою шапку перед ним на землю: «Извините меня, Беимбет-ага, за мое непочтительное отношение к вам». И с этого времени извозчика как подменили — куда только делась его мрачность и раздражительность!
Подъехали мы к пристани, а там народу — тьма. Наш кучер, здоровый мужик, всех расталкивает: «Пропустите уважаемого человека!». И тут кто-то возмутился: «Да хоть сам царь, вставай в очередь!». — «Да вы что, не узнали писателя Беимбета Майлина?!». «Я на всю жизнь запомнил, — признавался Жекен-ага, — как загрубевший от тяжелого труда, простой крестьянин с уважением уступил дорогу писателю. Перед расставанием Майлин подозвал меня к себе: «Это тебе на память от меня. Несмотря ни на какие трудности, обязательно учись!». И подает мне какие-то листы. Я тут же спрятал их за пазуху.
Обратно этот же извозчик повез меня к железнодорожной станции. По дороге разговорились, и вдруг он спрашивает: «Жекен, что такое интересное тебе писатель подарил?». Пришлось вытащить из-за пазухи листы. Оказывается, это была знаменитая повесть Майлина «Шуѕаныѓ белгiсi». — «Читай». Извозчик заслушался, опустил поводья, и лошадь завезла нас куда-то в сторону от дороги.
«Жекен, когда тебе надо быть в Алма-Ате?». — «Дней через 7—8». — «Тогда поехали к нам домой. Тебя надо собрать в дорогу. Деньги надо? Надо. Масло, курт надо? Надо. Поехали». Приехали в аул. В одной из юрт как раз собрались старики, пьют чай. Он посадил меня на самое почетное место: «Это брат самого Беимбета Майлина!». Люди вначале не поверили, но когда я стал читать повесть, все затихли. Тишина установилась оглушительная, а сообразительный извозчик в это время стал собирать со слушателей деньги мне на обратную дорогу. На следующее утро пришли ходоки из соседнего аула: «Пусть мальчишка погостит и у нас. Мы хотим послушать его рассказ». Вот так все восемь дней пришлось мне с моим нечаянным приятелем гостить каждый день в разных юртах. Перед отъездом я подарил повесть своему новому другу, хотя и очень жаль было расставаться с ней. Но, увидев детскую радость на лице извозчика, я успокоился» — вот так завершил свое выступление Жекен-ага.

Комментариев нет:

Отправить комментарий